- karnushinv@gmail.com
- Пн - Пт: 9:00 - 18:00
Наше общество принято именовать обществом потребления. За последние больше, чем 20 лет с момента распада Советского Союза жизнь рядового гражданина существенно изменилась. Прилавки магазинов полны товаров, изменился и сам характер торговли. Все чаще люди доверяют Интернет-магазинам. Покупки большие и малые стали неотъемлемой частью жизни.
Чем более распространены в обществе те или иные отношения, тем чаще могут случаться эксцессы, возникать конфликты. Возникающие между потребителем и продавцом (изготовителем, импортером, исполнителем и т.д.) отношения регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей». Стоит отметить, что потребитель в понимании Закона – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Если вы приобретаете товар для осуществления предпринимательской деятельности, то отношения с продавцом будут регулироваться гораздо более жесткими нормами Гражданского кодекса РФ.
О чем следует помнить потребителю, приобретшему некачественный товар.
1. Для защиты своих прав вам следует обратиться для начала с письменной претензией к продавцу (изготовителю, импортеру, исполнителю и т.д.) с одним из требований, предусмотренных в Законе. В статье 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» указано, какие требование вправе предъявить потребитель:
А) замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
Б) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
В) соразмерного уменьшения покупной цены;
Г) потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
Д) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
2. Вы должны знать, какой срок предусмотрен в Законе для удовлетворения каждого из требований.
— Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
— Срок замены товара составляет семь дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом — в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
— Срок выполнения требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, составляет десять дней со дня предъявления соответствующего требования.
Если вы не получили ответа в указанные сроки либо продавец отказал вам в удовлетворении требования, вы можете смело обратиться в суд за защитой вашего нарушенного права. Однако стоит помнить, что для определения, надлежащего ли качества вам достался товар и причин возникновения недостатков товара судом в большинстве случаев будет назначена экспертиза. Расходы на экспертизу будет нести проигравшая сторона.
3. Если вы обратились к продавцу с одним из требований, предусмотренных Законом, требование не было удовлетворено в срок, указанный выше, вы имеете право требовать взыскания с продавца неустойки в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки.
Если вы состояли в отношениях по выполнению работ, оказанию услуг, то неустойка с исполнителя за нарушение сроков выполнения работ составит 3 процента от стоимости работ за каждый день просрочки.
4. Также при обращении в суд с требованием о защите прав потребителей вы имеете право требовать взыскания с продавца (изготовителя, импортера, исполнителя и т.д.) в пользу потребителя штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от взысканных с продавца сумм.
5. Следует помнить, что в Законе предусмотрено понятие технически сложного товара, в отношении которого действуют особые правила. Отказаться от такого товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо требовать его замены на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены можно только при:
— обнаружении существенного недостатка товара;
— нарушении установленных Законом сроков устранения недостатков товара;
— невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров установлен Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров». В этом перечне содержатся такие товары, как автомобили, компьютеры, сотовые телефоны, принтеры, телевизоры, фото- и видеокамеры, холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой, наручные часы и др.
6. Потребителю следует помнить, что он имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней со дня приобретения, не считая дня его покупки.
7. И, наконец, потребитель имеет право на предоставление информации о приобретаемом товаре, работе, услуге необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Непредставление указанной информации предоставляет потребителю право в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Более детальную консультацию по вопросам защиты прав потребителей вы можете получить у наших специалистов.