Федеральный закон от 02.03.2016 N 47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» внес в АПК РФ обязательное требование прибегать к обязательному претензионному порядку урегулирования споров по всем категориям гражданских дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Это значит, что прежде чем подать практически любое исковое заявление в арбитражный суд, вам необходимо было писать претензию даже в том случае, зачастую даже в том случае, если спор в принципе не может быть разрешен в претензионном порядке (например, при оспаривании сделок).

Претензионный порядок при разрешении арбитражных дел в качестве одной из своих целей имел уменьшение нагрузки на арбитражные суды, а также на реальное достижение согласия при возникшем споре без помощи суда.

Тем не менее норма части 5 статьи 4 АПК РФ была несколько чрезмерной, поскольку устанавливала обязательность досудебного порядка для всех споров, возникающих из гражданских правоотношений и устанавливала лишь некоторые исключения из этого правила.

Верховному Суду РФ пришлось даже выпустить разъяснение о том, что соблюдение досудебного претензионного порядка не требовалось при обращении в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, а также о том, что соблюдение претензионного порядка после процедуры отмены судебного приказа по конкретному спору также не требуется (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве»).

Такое разъяснение весьма обосновано и правильно, поскольку приказное производство вообще не предполагает наличие спора, откуда и вытекает то, что часть 5 статьи 4 АПК РФ не применяется в отношении приказного производства.

Тем временем, особым направлением деятельности юристов стало не только составление претензий, но и разработка договорных условий о претензионном порядке урегулирования споров, о сроках его проведения, отличных от тех, которые установленных ч. 5 ст. 4 АПК РФ.

Федеральный закон от 01.07.2017 N 147-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1252 и 1486 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 и 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» снова внес изменения в норму об обязательном претензионном порядке по спорам, рассматриваемым АПК РФ.
Теперь часть 5 статьи 4 АПК РФ изложена в следующей редакции:

«Гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором.
Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
Соблюдения досудебного порядка урегулирования спора не требуется по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, делам о несостоятельности (банкротстве), делам по корпоративным спорам, делам о защите прав и законных интересов группы лиц, делам приказного производства, делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов, делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, а также, если иное не предусмотрено законом, при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 52, 53 АПК РФ)».

Конечно же, ранее был порядок был несколько абсурдным – например, какой смысл мог иметь претензионный порядок при предъявлении исков о признании права собственности.

В общем и целом, следует отметить, что претензионный порядок не мог быть признан эффективным средством разрешения споров по таким делам, разрешение которых являлось исключительной компетенцией арбитражного суда.

Другой вопрос, что направление претензий по делам о взыскании денежных средств вполне разумно и экономически обосновано, поскольку в случае обоснованности претензии позволяет избежать не только лишних процессов, но и уменьшить размер ответственности за просрочку исполнения обязательств, поскольку сроки нарушения обязательств при претензионном порядке значительным образом сокращаются.

Претензионный порядок исключен и для прокуроров, так как всякий арбитражный спор с участием прокурора в силу его особого процессуального статуса осложнен публично-правовым элементом.

Публичный порядок судопроизводства (в частности в тех случаях, когда производство в арбитражном суде возбуждается по заявлению, а не по исковому заявлению) вовсе не должен требовать предварительного написания претензии, что в настоящее время и  предусмотрено в АПК РФ.

В любом случае в настоящее время для юристов, специализирующихся в арбитражах, становится меньше досудебной работы, но в то же время показывает необходимость более тщательного продумывания позиции сразу же при составлении искового заявления без учета возможного ответа на направленную претензию.

Оставьте ваше имя и телефон, наш специалист свяжется с вами и назначит удобное время для консультации по вашему вопросу.